понедельник, 7 декабря 2015 г.

Проведение уроков осетинского языка и литературы с применением новых педагогических технологий.

                                                                     Родной язык- святой язык,
                                       отца и матери язык,
                                                         Как ты прекрасен! Целый мир
                                                    в твоём богатстве я постиг.
                                                                                         Габдулла  Тукай.


        Сегодня многоязычное образование в Российской школе рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Знание языков, живущих в одном регионе народов, воспитывает уважение к культуре, традициям, дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.
     Многонациональность помогает приобщиться к мировой духовной культуре, национальным традициям и исторической преемственности поколений. Знание родного языка является основой интеллектуального развития и саморазвития личности. А безразличие к нему порождает безразличие к прошлому настоящему и будущему своего народа.
      В современных условиях перед школой стоит задача повышения качества языковой подготовки обучающихся. Необходимо, изучая родной язык, культуру родного края, воспитывать в детях любовь к родной земле, родному краю, а по большому счету формировать патриота своей родины.
       Человек как дерево: ветвями он вбирает в себя лучи мировой культуры, корнями тянет соки из земли, на которой вырос. Культура человечества как полноводная река, впитывает в себя и обогащается притоками, реками и ручьями национальных культур.
        За последние годы многое изменилось. Родной язык стали изучать не только в национальных, но и в русских школах. В настоящее время нашими учеными созданы программы воспитания и обучения детей средствами национальной осетинской культуры, что формирует у детей востребованность изучения родных языков в дальнейшем.   Все это внушает надежду на то, что осетинский  язык не исчезнет с иранского языкового дерева.
       И сегодня перед учителем остро встает задача: как добиться того, чтобы дети хотели изучать свой язык. Как построить урок так, чтобы он соответствовал всем требованиям современного образования?
        В условиях социально – экономического развития, внедрения в образовательный процесс новых инновационных технологий учителю, преподающему осетинский язык, необходимо построить свою работу так, чтобы уровень обученности учащихся, изучающих родной язык, соответствовал уровню обученности учащихся, изучающих русский  язык.   Чтобы урок соответствовал современным требованиям, необходимо проводить его с применением новых педагогических технологий. При этом учитель становиться не просто источником знаний, а координатором творческих способностей учеников. Информационные технологии используются в настоящее время в различных видах деятельности. И поэтому выпускникам школы необходимо овладеть конкретными базовыми компетентностями. К ним относятся: социальная, поликультурная, коммуникативная, информационная компетентности и компетентности саморазвития, и самообразования, компетентность продуктивной творческой деятельности. Эти компетентности призваны готовить детей к взрослой самостоятельной жизни: они учат находиться в коллективе, уважать людей, делать самоанализ, отстаивать своё мнение, адаптироваться к изменениям информационных процессов, самостоятельно планировать свою деятельность. Всё это способствует общеинтеллектуальному развитию, и оно необходимо не только в учебной деятельности, но и в деятельности человека вообще. Информационная компетентность позволит эффективно использовать в обучении информационных технологий и интегрированный подход, добиваясь экономии времени в обучении и реальной нагрузки учащихся. Способствует созданию большего времени для общения учителя с учеником. В развитии современного образования важную роль играет его индивидуализация. Когда мы начнем меньше требовать одного и того же ото всех, то большего достигнем для каждого, а значит и для всех вместе. Таким образом, преподавание осетинского языка и литературы в современной школе тоже требует от преподавателя информационной компетентности. Мы не можем быть в стороне от происходящих в современной школе преобразований. Нужно использовать в полной мере весь тот потенциал, который предоставляется современному образовательному процессу. Необходимо постоянно совершенствоваться, заниматься самообразованием, самоанализом, внедрять в своей работе новые педагогические технологии. Только так мы можем воспитать полноценного гражданина, востребованного в современном обществе.
         Учитывая специфику предмета многие передовые образовательные технологии применить трудно, но вместе с тем некоторые из них удается использовать в своей работе. В 10-11-х классах уроки осетинского языка проводятся один раз в неделю, так как идет повторение и обобщение материала. Поэтому целесообразно вводить лекционно – семинарско - зачетную систему обучения. При этом лекцию могут читать сами учащиеся. Нужно только помочь выбрать материал. Например, при изучении имени существительного на лекции даются все грамматические признаки существительного, ставятся задачи, которые будут обсуждаться на семинаре. По окончании семинара проводится зачетная работа.  
      Другим немаловажным направлением является личностно- ориентированное образование. Оно призвано обеспечить развитие и саморазвитие личности, исходя из индивидуальных особенностей каждого ученика. Данный вид обучения дает возможность каждому ученику реализовать себя в разных сферах деятельности, опираясь на свои склонности, способности, интересы, жизненный опыт. Под скрытым руководством учителя учащиеся становятся исследователями, а процесс обучения становится поисковым и творческим. При этом учащиеся учатся высказывать свое мнение и отстаивать его. (слайд-1-2-3-4)
     Важная роль отводиться информационно коммуникативным технологиям. Использование компьютера полезно на всех этапах урока. Уроки с компьютерной поддержкой более эмоционально - красочны, запоминающиеся. (презентация урока-7класс осетинская литература). Для проверки и систематизации знаний полезно использовать тесты. На уроках по изучению нового материала можно использовать схемы, таблицы, что улучшает усвоение новых понятий. (карта с писателями-слайд-открыть)
      Применение метода разноуровневого обучения помогает каждому ребёнку по возможности раскрыть свои способности, что позволяет слабым ученикам не чувствовать ущербности в глазах одноклассников. К видам деятельности этого метода относятся разноуровневые тестовые задания, карточки и другой дидактический материал, создание для каждого ученика портфолио.
      Интересным и полезным является исследовательский метод обучения. Этот метод предполагает вовлечение учащихся в активную творческую деятельность, самостоятельную работу со справочным материалом, учит видеть проблему и находить пути её решения. (слайд-5-6).              Только на территории Осетии  находится около 15 родников, и у каждого своя история, которая тесно связана с историей народа. Таким образом, исследовательский метод обучения выводит нас за рамки учебного процесса. Она играет не только обучающую роль, но и имеет большое воспитательное значение. Не случайно Д.А.Медведев в своём выступлении на 5 Всероссийском конгрессе отметил: «Этнокультурные возможности и ценности укрепляют в человеке нравственные и духовные начала, учат истокам, прививают уважение к семье, к опыту старшего поколения, к труду и к патриотическим ценностям, учат тому, без чего сегодня невозможно формирование цивилизованной толерантной среды и гражданской зрелости».  И с этим трудно не согласиться. На этих праздниках видно как наши дети стараются показать как можно ярче свою национальную самобытность, культуру, обычаи, национальную одежду, национальную кухню. Рассказывают об истории своего села, об уважаемых людях. Эти праздники сближают народы и вместе с тем способствуют формированию нравственных качеств личности. Изучая в 8 классе осетинскую свадьбу мы проводим урок-экскурсию с применением записи этого праздника. Услышанные вживую старинные осетинские песни помогают лучше понять национальную самобытность, своеобразие традиционных свадебных песен осетинского народа. Молодое поколение – уже не поёт эти песни, а как важно не оборвать эту нить преемственности, которая соединяет прошлое с настоящим и будущим. Важно, чтобы молодое поколение переняло  всё самое лучшее, что накоплено прошлыми поколениями. Чтобы оно было здоровым и морально и физически.
        Введение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий стало в настоящее время жизненной необходимостью, и поэтому требует к себе особого внимания. Чтобы учёба была в радость, нужно создать для этого необходимые условия. И у нас они есть. Уроки осетинского языка и литературы проводятся в кабинете в соответствующей предмету обстановке. Здесь есть портреты писателей, языковедов, картины  Коста. Есть макеты женщины и мужчины в национальной одежде. Учащиеся младших классов могут поиграть в куклы, оформленные в национальном стиле. В школе есть музей старинных вещей, предметов обихода, что создает  домашнюю  обстановку в классе. Всё это способствует плодотворной работе на уроке.   Некоторые уроки проходят с музыкальным сопровождением.             На уроках пропагандируется здоровый образ жизни, проводятся физкультминутки, (слайд-13) обращается внимание на режим дня.   Таким образом, здоровьесберегающие технологии  помогают сделать урок лёгким в усвоении материала и способствуют формированию          здорового  образа жизни. Эти же цели достигаются при применении игровых технологий на уроках. Такие формы урока, как урок-КВН, викторина, урок- путешествие повышают интерес к изучению самого предмета. А применение на уроках кроссвордов, шарад, задач тренируют память и логическое мышление.
  Таким образом, использование новых технологий, нестандартных форм уроков помогает повысить интерес учащихся к предмету, продвинуться ещё на одну ступень в развитии у учащихся самостоятельности, познавательной активности, мышления. Кроме того, способствует воспитанию нравственных качеств личности, ответственности за результат своей деятельности. Новые педагогические технологии  удовлетворяют потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, формируют в учащихся навыки творческой исследовательской деятельности, помогают сохранению и поддержанию здоровья.


Комментариев нет:

Отправить комментарий